... и немного об истории (glebminskiy) wrote,
... и немного об истории
glebminskiy

Category:

Виджаянагар - Забытая империя. Глава 6 (1)


Глава 6.
Деварайя II (1419 - 1444 или (?) 1449)

Новая война, 1419 г. - Успех Виджаянагара. - Смерть Фируза. - Нападение султана Ахмада на Деварайю. - Крайняя степень опасности и едва удавшееся спасение. - Ахмад у ворот города. - Он едва не расстается с жизнью. - Подчинение Деварайи. - Захват Варангала султаном Ала-ад-дином. - Мера предосторожности, предпринятая Деварайей. - Попытка его убийства, 1443 г. - Рассказ Абд ар-Раззака. - Экспедиция против Кулбарги. - Реконструкции в столице. - Вероятная дата смерти короля. - Был ли Деварайя III?

Во время войны с Кулбаргой в 1419 г. Деварайя уже был королем Виджаянагара. Султан потерпел поражение под стенами крепостей Варангал и Пангул, в то время как войска Виджаянагара - всадники, пехотинцы и боевые слоны - выступили против него. Фируз-шах сразу же дал битву врагу, хотя и сознавал, что его армия уступает по численности индусам. Фиришта не упоминает, где именно произошла битва.
"Мир Фаззул Улла, который возглавлял войска ислама, с героической отвагой атаковал неверных, обратил в бегство их центр и, продолжая наступление, обрушился на правое крыло. Он был близок к победе, когда воин из числа его собственных приближенных, подкупленный раджей Девулом, нанес ему смертельную рану в голову, и он немедленно испил залпом шербет из чаши мученичества. Это роковое событие изменило положение дел: султан был разгромлен и с крайними трудностями едва сумел спастись с поля боя. Индусы устроили всеобщую резню мусульман, и воздвигли на месте битвы платформу, заполненную отрубленными головами правоверных. Преследуя султана, они ворвались в его собственные земли, которые они опустошили огнем и мечом, захватили много городов, уничтожили много мечетей и святилищ, безжалостно истребляя людей; казалось, вся копившаяся от века ненависть и злоба рода человеческого вырвалась наружу в их действиях. В столь бедственном положении султан Фируз-шах обратился за помощью к султану Гуджарата, но тот, только что вступив на трон, не мог ничем ему помочь. Наконец судьба придала благоприятный оборот его (султана) делам, и неприятель после еще одной битвы был изгнан из владений султана его братом, Хананханом; но Фируз-шах, будучи уже старым человеком, под бременем перенесенной неудачи сильно опечалился и пал духом.
Султан хотел передать трон своему сыну Хасану, мужу красавицы Пертал, но Ахмад Хананхан взялся за оружие, чтобы обеспечить себе право наследования, и при поддержке большей части столичной знати вынудил Фируза объявить себя его преемником.
Фируз умер 24 сентября 1422 г., [103] и Хананхан стал султаном Кулбарги под именем Ахмад-шаха I. Первым действием нового монарха, после "внушения населению должного почтения к правительству" - т.е., вероятно, через несколько месяцев после вступления на трон, - было укрепление армии для того, чтобы отомстить за вторжение Райи; завершив всю подготовку, он двинулся в наступление. Военачальники Деварайи собрали свои войска, отправленные для оказания помощи Варангалу, и переправились через Тунгабхадру, где они расположились лагерем. Из этого мы видим, что после своего удачного набега они отступили в район Доаба. Заняв северный берег реки напротив индусского лагеря, султан в свою очередь разбил там свой стан. Фиришта сообщает, что он "окружил свой лагерь повозками и телегами, как то было в обычае в странах Рума (Турция в Европе) в качестве меры предосторожности от возможной ночной атаки. Здесь он оставался 40 дней". Время военных действий пришлось, вероятно, на сухой сезон в начале 1423 г., так как, если бы река была полноводной, угроза переправы отсутствовала. В первые месяцы нашего календарного года эта река обычно течет узкой лентой в своем скалистом ложе через территории к востоку от индусской столицы и далее через холмы, окружающие её. Действительно, Фиришта сам сообщает нам, что река была в это время года доступной для переправы.
Затем последовал один драматический эпизод. Конница мусульман пересекла реку и принялась опустошать страну Райи, не оказавшего никакого сопротивления, что подвигло султана к решению провести прямую фронтальную атаку. В то же время союзные войска Варангала покинули Райю и удалились восвояси.
"В начале утра Лоди-хан, Аулум-хан и Дилавер-хан, которые за ночь успели перейти реку вброд поодаль, достигли окрестностей вражеского лагеря. Случилось так, что раджа в этот время спал в саду поблизости от плантации сахарного тростника [104]; рядом с ним находилось всего несколько человек. Мусульманские воины бросились в сад для грабежа, и Райя Девул в панике бежал оттуда через всю плантацию, даже не успев одеться. По пути он наткнулся на (мусульманских) воинов, которые приняли его за простолюдина, и, взвалив ему на плечи несколько сосудов с водой, заставили нести их перед собой. Райя Девул, радуясь тому, что остался неузнанным, с легкостью понес свою ношу, надеясь, что его отпустят на свободу как бедного человека, либо же ему удастся бежать.
Они не прошли далеко, когда тревожные новости о том, что султан Ахмад-шах пересек реку, а раджа Виджаянагара исчез, распространились по лагерю, и индусы обратились в бегство. Султан вошел в опустевший лагерь, и те воины, что захватили в плен Райю Девула, поторопились присоединиться к своим сотоварищам, рассчитывая на то, что им удастся поживиться более ценной добычей, чем сахарный тростник, а раджу предоставили его собственной судьбе. Райя Девул добрался до своих войск и к полудню обнаружил некоторых знатных индусов, которые с большой радостью приветствовали своего повелителя. Войска, узнав, что раджа в безопасности, ободрились и восстановили порядок; но так как он (раджа) посчитал свои злоключения дурным предзнаменованием, то оставил свои прежние намерения встретить врага на поле битвы и бежал в Биджануггур [105].
Ахмад-шах, не останавливаясь для осады города, принялся опустошать беззащитную страну и всюду, где бы он не проходил, он беспощадно истреблял всех без различия - мужчин, женщин, детей, вопреки соглашению, заключенному его предком с раджей Биджануггура. Презрев человеколюбие, он всякий раз, когда число убитых достигало 20000, останавливался на три дня и устраивал праздник по случаю кровавой работы. Он разрушил храмы идолопоклонников и уничтожил школы браминов. Во время этих жестокостей, 5000 индусов, доведенных до отчаяния разорением их страны и поруганием их богов, объединились и принесли совместную клятву пожертвовать жизнью в попытке убить султана, как источника всех их страданий. С этой целью они отправили шпионов, чтобы наблюдать за действиями султана и при первой же представившейся возможности осуществить свой замысел.
Случилось так, что султан, отправившись поохотиться, в пылу погони оторвался от своей свиты и удалился на расстояние 12 миль от лагеря [106]. Предатель-неверный, осведомленный об этом, немедленно поспешил перехватить его и оказался рядом, когда даже 200 моголов из личной охраны султана заметно отстали от него. Встревоженный султан помчался галопом к небольшой глиняной постройке, стоявшей на равнине, в надежде найти там укрытие, но так спешил, что не заметил преграждавшей ему дорогу топкой низменности, и пока он пытался перебраться через нее, появились его преследователи. К счастью, в этот момент на помощь ему подоспели несколько лучников и успели задержать врагов, чтобы дать время султану и его друзьям укрыться в той постройке. Неверные попытались проникнуть вовнутрь, и загорелась жаркая схватка; все правоверные, громко восклицая символ веры, поклялись, что скорее умрут, чем сдадутся на милость врагов... Вскоре почти все, кто был в их небольшом отряде, были убиты или ранены, а оставшиеся под натиском нападавших отступили за стены постройки, которую индусы принялись крушить топориками и кирками, так что султан оказался на грани гибели. В этот критический момент прибыл Абд аль-Кадир, первый оруженосец султана, с многочисленным отрядом войск, с которым он покинул лагерь и направился на поиски султана, тревожась, как бы с ним не случилось какой-либо беды во время этой отлучки. Тем временем неверные пробили в стене широкую брешь и готовы были уже броситься вовнутрь, когда с тыла на них внезапно обрушились свежие силы мусульман. Султан и его друзья присоединились к Абд аль-Кадиру и стали теснить врагов, которые после продолжительной схватки отступили, потеряв более 1000 человек убитыми; около 500 мусульман также приняли мученическую смерть. Таким образом султан, спасенный лишь благодаря своевременному прибытию Абд аль-Кадира, как бы во второй раз поднялся из глубин опасности к наслаждению величием [107]. Это примечательное событие достойно упоминания из-за того, что два монарха во главе армий подвергались такой смертельной опасности, и оба остались невредимыми...
После этого султан Ахмад-шах, опустошив свою страну, направился к Биджануггуру, который он взял в такую плотную осаду, что жители города дошли до крайней степени бедствия; когда Райя Девул, чтобы спасти свой народ, отправил послов к султану с мольбой о мире, султан согласился на это при условии, что раджа согласится выплатить ему просроченную дань за все предыдущие годы [108], и пришлет мешки с золотом навьюченными на спины своих самых лучших слонов, в сопровождении своего сына, с барабанами, трубами и другими знаками королевского достоинства в лагерь султана. Райя Девул, не в силах отвергнуть эти требования, был вынужден уступить, отправил к султану своего сына вместе с тридцатью любимыми слонами, нагруженными сокровищами и ценными предметами. Султан послал несколько знатных лиц встретить их, и после того, как процессия торжественно прошла через рынок и главную улицу лагеря, разрешил допустить к себе послов раджи [109]. Обняв их, султан позволил им сесть на ступени его трона, набросил им на плечи великолепные халаты, опоясал саблями с усыпанными драгоценностями рукоятями, подарил двадцать красивых коней, привезенных из различных стран, слона-самца, охотничью собаку и трех ястребов, которые для карнатикцев были в диковинку. Затем он покинул окрестности Биджануггура и, прибыв на берег реки Кистна, отпустил сына раджи и вернулся в Кулбаргу".
Чтобы выяснить дату этой вспышки военных действий, нам следует восстановить последовательность событий в изложении Фиришты. Историк указывает, что в том же году, когда султан Кулбарги вернулся из похода, в Декане разразился мучительный голод, и "в следующем году также не было дождей и в народе начались волнения". Эти два года пришлись, вероятно, на 826 и 827 гг. хиджры, охватывавшие период с 15 декабря 1422 г. по 23 ноября 1424 г. Он рассказывает далее, что "в 828 году хиджры" султан предпринял поход против Варангала. Последняя кампания началась в декабре 1422 г., и так как мы должны допустить, что осада Ахмадом Виджаянагара продолжалась несколько месяцев, раз угроза голодной смерти жителей города вынудила раджу капитулировать, то война могла закончиться самое ранее зимой 1423 г. В течение этих 12 месяцев, тем не менее, был голод и отсутствие осадков, поскольку султан оказался способен пересечь хлопковые равнины, лежащие между Виджаянагаром и Кулбаргой, что в противном случае было невозможно - эти равнины во время дождей становились совершенно непроходимыми для войск.
Следующая война султана имела место в 828 г. хиджры, когда он выступил против Варангала через слабо всхолмленные равнины Декана, впоследствии ставшие плодородным земледельческим районом, и оказалась очень успешной. Индусское королевство было полностью и навсегда уничтожено. В переводе на наше летосчисление это событие обычно датируют 1424 г., но вполне возможно, что вследствие использования историками неполных хронологических таблиц произошла ошибка, и что захват Ахмад-шахом Варангала мог произойти в 1425 г. Бриггс, например, приравнивает 828 г. хиджры с 1424 г. н.э., но этот год только начался 23 ноября 1424 г. Кампания, тем не менее, была очень краткой, и, возможно, завершилась еще до конца декабря того же года.
Фиришта более ничего не сообщает о том, что происходило в Виджаянагаре вплоть до первых лет правления сына и преемника Ахмада, Ала-ад-дина II, которое началось 27 февраля 1435г. [110] - в день смерти султана Ахмада.
Первое, что сделал Ала-ад-дин, заняв трон, - отправил своего родственника Мухаммед-хана с внушительной арией против Деварайи Виджаянагарского,
"который пять лет тянул с выплатой дани и отказался платить по долгам. Они (мусульмане) так жестоко опустошили страну, что раджа в течение короткого времени был рад купить мир, уступив султану 20 слонов, выплатив большую суму денег и подарив 200 рабынь, обученных музыке и танцам, помимо ценного подарка самому Мухаммед-хану".
Упоённый этой победой и имея под своим началом большую армию, принц Мухаммед восстал против своего брата, и Фиришта указывает, что он получил помощь от Деварайи. Принц отбил у наместников султана Мудкал, Райчур, Шолапур, Биджапур и Налдирак, но в генеральном сражении с войсками султана потерпел сокрушительное поражение и бежал. Вскоре после этого, тем не менее, великодушный монарх простил его и отдал во владение крепость Райчур с прилегающей территорией.

Взято здесь!



Tags: История Индии
Subscribe

promo glebminskiy march 26, 17:41 43
Buy for 40 tokens
Уже выкладывал! Но таки не нашёл ещё:( Поэтому повтор! Ищу книгу, в ней два или три исторических романа. Издавалась в 90-е в серии "Орден" или "Легион", или какой-то подобной. Там были исторические романы 19 - начала 20 веков. Автора, или авторов не помню. Но помню, что один роман был посвящён…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments