... и немного об истории (glebminskiy) wrote,
... и немного об истории
glebminskiy

Category:

Виджаянагар - Забытая империя. Глава 4


Глава 4.
Рост империи (1379 - 1406)

Харихара II. - Фируз-шах, владыка Кулбарги. - Новая война. - Убийство принца в 1399 г. - Букка II.

Букке I наследовал Харихара II, его сын от жены Гаури. Нуниш называет нового короля "Пуреойре Деорао", и "Пуреойре", по-видимому, является грубой португальской версией имени "Харихара"; Х и П представляют собой один и тот же звук в языках канара и телугу. Согласно надписям [74], Харихара II правил по меньшей мере 20 лет, и был первым королем, присвоившим себе императорский титул "Махараджидхираджа". Он раздал много даров храмам, и укрепил господство свой династии над всей Южной Индией. Сайяна, брат Мадхавачарьи, был его главным министром, также как и при короле Сангаме II [75]. В двух надписях, 1379 и 1382 гг., упоминается один из военачальников короля - Мудда (Mudda). Другим военачальником был назван Ируга (Iruga). Он бы сыном Чанги, министра Букки II. Его имя упоминается в надписи на колонне, находящейся в джайнистском храме около Намалапуры в Виджаянагаре, датированной 1385 г.; это доказывает, что король проявлял терпимость в вопросах веры. Еще в одной надписи называется имя военачальника Гауды, но дата ее неопределенна [76]. Согласно другой надписи [77], король Харихара в начале своего правления изгнал мусульман из Гоа; и в последней из обнаруженных настоящему времени надписей его правления [78] говорится, что губернатором этого города в то время был Бачанна Удайя (Bachanna Udaiyar).
Женой короля, или одной из его главных жен, была Малладеви, или Малламбика. Протяженность владений Харихары доказывает тот факт, что относящиеся к его правлению надписи обнаружены в Майсуре, Дхарваре, Кондживираме, Чинглепуте и в Тричинополи [79]. Харихара II почитал бога Шиву в облике (аватаре) Вирупакши, но, как выяснилось, был исключительно терпимым по отношению к последователям других религий. Последняя фактическая дата его правления, подтвержденная надписями, - 15 октября 1399 г. [80]
Гийас-ад-дин, мальчик 17 лет, старший сын вышеупомянутого султана Махмуда, наследовал своему отцу на троне Кулбарги; но 14 июня 1397 г. [81] он был предательски ослеплен во время одного из увеселительных празднеств своим честолюбивым рабом, после правления, продолжавшегося всего один месяц и 20 дней. На трон после этого был возведен его младший брат Шамс-ад-дин, но 5 месяцев спустя также ослеплен и свергнут своим двоюродным братом Фирузом, вторым сыном султана Дауда. Происходивший из старшей линии династии Фируз, ставший одним из самых знаменитых монархов Бахмани, взошел на трон 15 ноября 1399 г. [82] Он был тогда, по всей видимости, уже человеком в годах, так как Фиришта под 1419 г. называет его уже "стариком".
Дата последней из обнаруженных надписей Харихары II, как говорилось выше, - 15 октября 1399г. Существуют также две надписи Букки II, его старшего сына, обе датируемые 1406г., [83] и преемника последнего, младшего брата Букки II, чье имя было Деварайя I; его правление продолжалось по меньшей мере до 1412 г.
Следует упомянуть, что первый король Виджаянагара, Харихара I, был пожилым человеком (Нуниш называет его "очень старым"), и правил 7 лет. Его брат и преемник Букка I правил, согласно Нунишу, 37 лет, и представляется вероятным, что на самом деле Харихара I пришел к власти вовсе не в преклонном возрасте. Однако можно считать несомненным и тот факт, что когда на трон взошел миролюбивый монарх Харихара II, сын Букки I, его отец умер все же в преклонных годах, да и сам он едва ли мог быть молод. Он правил, по крайней мере, 20 лет, как мы установили выше; и, следовательно, оправдано предположение, что к концу своего правления он был совсем старым человеком. Выяснив это, давайте вернемся к повествованию Фиришты о правлении Фируз-шаха Бахмани, с самого его начала в ноябре 1397г.
Мусульманский историк сообщает, что в 801 г.хиджры (13 сентября 1398 - 3 сентября 1399 г.), не указывая месяца, "Райя Девал Виджаянагарский с 30000 всадников и огромной армией пехотинцев вторгся во владения султана, в междуречье, с целью захватить форты Мудкул (Мудкал) и Роджор (Райчур)".
В последующем пассаже хронист говорит, что кампания завершилась за несколько месяцев до конца 801 г. хиджры, т.е. за несколько месяцев до конца августа 1399г. Первое вторжение индусской армии, следовательно, должно было произойти в начале прохладного сезона 1398г., вероятно, не ранее декабря этого года, когда обширные хлопковые равнины, через которые двигались войска по пути на север, становились проходимыми. Можно предположить, что король Харихара II, старый и миролюбивый, вряд ли бы без всяких причин начал эту внезапную войну и сам во главе своих армий выступил в поход; более вероятно, что вторжение было предпринято его сыном с разрешения короля. Мусульманские хронисты говорят о том, что до этого времени оба государства 20 лет находились в мире.
Следовательно, хроника Нуниша, повествование Фиришты и имеющиеся надписи согласуются вместе, и мы должны датировать смерть Харихары II 1399г. Немногое, кроме этого, известно о событиях его правления.
Новый король, старший сын почившего монарха Букки II, по-видимому, был человеком среднего возраста, так как у него был сын, достаточно взрослый для того, чтобы сопровождать его в военном походе, прежде чем он сам взошел на трон.
"Этот король ("Пуреойре"), - сообщает Нуниш, - имел сына по имени Аджарао, который после его смерти унаследовал королевство; он правил 43 года, все это время находясь в состоянии войны с маврами".
Я не могу дать никакого объяснения ни тому, почему Нуниш называет преемника Харихары II "Аджарао", ни 43-летнему сроку его правления. Имена и продолжительности царствования, которые наш хронист приписывает преемникам "Аджарао", доказывают, что под этим именем он имел в виду двух королей: Букку II и его преемника Деварайю I; но даже если сложить сроки их правления, то они охватывали период только в 14 лет, а не в 43 года.
Нуниш указывает, что преемник Харихары II значительно улучшил город Виджаянагар, воздвиг новые стены и башни, имеющие большую протяженность, и построил новые ряды укреплений. Но самой масштабной его работой было строительство огромной дамбы на реке Тунгабхадра и проведение акведука длиной 15 миль из реки в город. Если это тот же самый канал, что до нашего времени снабжает водой территорию старого города, - это выдающееся достижение. На протяжении нескольких миль канал проложен в твердом скалистом основании холмов и представляет собой одно из наиболее замечательных оросительных сооружений, существующих в Индии.
О войнах Букки II Нуниш не приводит никаких подробностей, за исключением того, что кроме кампаний против мавров, он взял "Гоа, Чаул и Дабул" (самые крупные порты на западном берегу Индийского п-ова, упоминаемые также в "Хождении..." Афанасия Никитина. - Aspar), и вынудил всех правителей Коромандельского побережья подчиниться ему и признать верховную власть Виджаянагара.
Мы узнаем намного больше о деятельности Букки II и Деварайи I из труда Фиришты, чем из хроники Нуниша, в связи с чем я приведу пространные цитаты из работы первого историка, значительно проливающие свет на этот период.
Первая война Букки началась с вышеупомянутого вторжения. Оно произошло еще во время правления его отца Харихары, очевидно, где-то в декабре 1398 г. (скорее позже, чем раньше). Широкие, засеянные хлопком равнины становились проходимыми только в течение стоявшей продолжительное время сухой погоды, и принц ни в коем случае не стал бы рисковать успехом предприятия, если бы была хоть незначительная вероятность того, что пойдут дожди. Сын Букки сопровождал своего отца; целью похода была страна Доаб, и особенно крепости Мудкал и Райчур, находившиеся тогда в руках султана Бахмани. Султан Фируз выступил навстречу им, по пути устроив резню одного индийского вождя или "заминдара" и 7 или 8 тысяч его сторонников, которые всегда были очень ненадежными и непокорными. Раджа продвинулся к северной границе ничейной земли и расположился лагерем у р.Кришна, тогда полноводной, приготовившись сопротивляться вторжению мусульман.
"Султан Фируз-шах, [84] прибыв к реке, собрал на совет своих главных военачальников, но не получил никаких предложений, которые бы его устроили.
Пока султан размышлял, как действовать, Каузи Сераджи (Cauzi Serauje), видя его беспокойство, предложил, если султан дозволит ему, переправиться через реку с несколькими друзьями, избранными для этой цели, чтобы убить Раджу Девала или его сына, смотря что окажется удобным по обстоятельствам.
Султан одобрил замысел, и несколько сотен бурдюков, обтянутых кожей, [85] были приготовлены для того, чтобы войскам совершить на них переправу. Пока это происходило, Каузи Сераджи вместе с семью его друзьями, переодевшись нищими факирами, пробрались в лагерь раджи и затем в ту его часть, где находились девушки-танцовщицы [86]. Здесь Каузи притворился, что восхищен одной из баядерок, и расточал тысячи комплиментов, чтобы завоевать ее благосклонность. Вечером девушка, переодевшись и украсив себя самыми лучшими драгоценностями, приготовилась к выходу, но Каузи, подобно ревнивому и страдающему любовнику, пал к ее ногам, умоляя ее или остаться, или позволить ему сопровождать ее, не разрывая сердца своим отсутствием. Женщина в ответ сказала ему, что ее вызвали для увеселения сына раджи, и она не может не подчиниться, либо взять его с собой, - ведь он ни музыкант, ни танцовщица, которым одним только был разрешен вход в шатер принца. Каузи отвечал на это, что он умеет играть на том же самом инструменте, что и она, и даже добился в этом значительного искусства, так что смог бы доставить своим исполнением удовольствие сыну раджи. Девушка-танцовщица, решив, что он шутит, в насмешку дала ему свой мундал [87] и попросила сыграть на нем, что Каузи и сделал с таким мастерством, что она пришла в восторг и сказала, что его компания даст ей преимущество над другими, и королевский сын окажет ей особый почёт. В результате он со своими спутниками и девушкой вошли в палатку молодого раджи.
Согласно обычаю Декана, для увеселения принца было вызвано много девушек-танцовщиц, и когда они закончили свою часть представления, сын короля велел звать к нему актеров и "муммер" [88]. Девушка-танцовщица, оставшись наедине с Каузи и одним из его спутников, наскоро обучила их актерскими приемам. Одевшись в женское платье, они стали строить глазки и улыбаться, и так хорошо подражали "муммер" в своей игре на мундале, танцах и мимике, что королевский сын был очарован их игрой. Наконец они достали кинжалы и, подобно танцовщицам Декана, продолжали танец с кинжалами в руках, совершая тысячи движений, представляя, как они защищаются, нападают и кружатся вокруг себя. Напоследок, внезапно оказавшись рядом с королевским сыном, они всадили ему оба кинжала в грудь, а затем напали на его компаньонов. Остальные сообщники Каузи Серауджи, которые находились снаружи шатра, услышав шум, разорвали занавес и бросились вовнутрь, чтобы помочь им. Многие приближенные принца, опьяненные вином, были с легкостью убиты. Каузи с его друзьями погасил все светильники, и, проскользнув через прорезь в ткани шатра, выбрался наружу и смешался с толпой. Крики вокруг шатра вскоре были подхвачены во всем лагере. Возникла большая неразбериха, и поскольку никто в точности не знал, что же случилось, охваченные тревогой индусы строили самые невероятные домыслы. Одни говорили, что султан переправился через реку и внезапно напал на лагерь, другие - что один из его военачальников с 12000 воинов убил как самого раджу, так и его сына. Ночь была необычайно темной, лагерь простирался почти на 10 миль, в результате чего передававшиеся от одного к другому слухи обрастали все новыми подробностями, и некоторые предводители войска, не зная о подлинных причинах тревоги, поспешили поднять своих людей и вооружиться. Около 4000 воинов султана в это время переправилось через реку на лодках и плотах. Вражеские воины, оставленные на берегу для охраны переправы, были так испуганы всколыхнувшей лагерь тревогой и внезапным появлением сил султана, что бежали, даже не пытаясь задержать нападавших. Еще до наступления утра Фируз-шах со всей армией пересек реку и обрушился на вражеский лагерь. Горе Райи Девала, оплакивавшего сына, и панический страх подкосили боевой дух вражеской армии, и они почти не оказывали сопротивления. Перед восходом солнца, забрав с собой тело сына, раджа бежал вместе со всей армией. В брошенном лагере султану досталась огромная добыча. После этого Фируз-шах направился дальше к Биджануггуру. По пути произошло несколько стычек, окончившихся в пользу султана, и дороги были усеяны телами перебитых индусов".
Букка благополучно добрался до Виджаянагара и укрылся за его могучими стенами, тогда как султан отправил своего брата Ахмада (впоследствии также ставшего султаном), которому он пожаловал титул "Хананхан" ("хан над ханами", аналогично титулу "шаханшах" - "царь над царями". Титул "хан" в индо-персидских государствах, как правило, в отличие от монголов обозначал не независимого правителя кочевой орды, а командующего частью войска на службе у шаха. - Aspar) разорить богатую округу к югу от города. Ахмад успешно справился с его поручением и вернулся со множеством пленников. Среди них было много брахманов. Их родственники, находившиеся в городе, просили старого Райю (Харихару II, тогда еще живого) освободить их за выкуп, и после ряда переговоров султан принял "десять лаков унций (золота)" [89] и согласился заключить мирный договор.
Согласно этому договору, вступившему в силу за несколько месяцев до окончания 801 г.хиджры, т.е. 3 сентября 1399 г., границы обоих государств оставались такими же, как и до войны, и каждая сторона обязалась не посягать на подданных другой. Похоже, что султан не получил никаких материальных выгод от кампании, т.к. вопрос прохождения границы всегда являлся предметом спора. Вышеприведенная дата установлена мной на основании свидетельства Фиришты: "через несколько месяцев после окончания этой кампании и начала 802 года хиджры, султан выступил в поход с целью наказания Нерсинга" - вождя, который поднял мятеж на границе с Бираром.
В "Бурхан-и-Маасир" война описана очень кратко. Там говорится, что начал ее султан и что, по ее завершении, он получил большое возмещение и обещание уплаты ежегодной дани. Дата войны соответствует хронике Фиришты.
Вскоре после этой войны, но ни в коем случае не раньше 15 октября 1399 г., Харихара умер, и наследовал ему сын, Букка.
О правлении Букки мы почти не располагаем сведениями, но Фиришта указывает, что он прекратил отправлять дань Фируз-шаху, частично вследствие подстрекательства правителей Гуджарата, Мальвы и Хандеша. В 808 г.хиджры (июнь 1405 - июнь 1406) дань за 4 года была выплачена, но султан тогда закрыл глаза на это нарушение обязательств, решив дождаться более благоприятного случая.
Букке наследовал на троне Виджаянагара его брат Деварайя I, чья коронация, согласно надписи в Хасане в Майсуре, состоялась 5 ноября 1406 г. [90] В последней из открытых к настоящему времени надписей Букки содержится дата, соответствующая 30 апреля того же года - 12-й день первой половины месяца вайсака 1328 года индийской эры Сака, название года в цикле - "Вьяйя" [91].

Примечания
[74] См. Райс, "Надписи Майсура", p. 55 (A.D. 1379); "Журнал Бомбейского отделения Королевского Азиатского общества", xii. 340 (A.D. 1399).
[75] См. выше, p. 28. Профессор Офрехт полагает, что Сайана умер в 1387 г. н.э.
[76] "Надписи Майсура," p. 226.
[77] "Журнал Бомбейского отделения Королевского Азиатского общества", ix. 227.
[78] В ней король назван "Махамандалешвара, сын Вира Букки Удайяра, владыка четырех морей".
[79] EPIG. IND., pp iii.. 115 -- 116.
[80] OP. CIT., p. 119.
[81] 17 рамазана 799 г.х. (Фиришта).
[82] 23 сафара 800 г.х. (Фиришта).
[83] EPIGRAPHIA INDICA, iii. 36, N. 3.
[84] Фиришта (Scott, p. 76).
[85] Скорее, я думаю, плетеные лодки. Паиш писал (ниже, p. 259), что ими пользовались на этих реках в шестнадцатом столетии, как и в наши дни. Они имеют круглую форму и сделаны из переплетенных бамбуковых побегов, снаружи повсюду обтянутых кожей. Полковник Бриггс, описывая эти лодки (Фиришта, ii. 371), в сноске сообщает, "отряд британской армии в 1812 г. переправил тяжелые пушки через Тунгабхадру, даже не снимая их с лафета, в таких плетеных лодках."
[86] Эти женщины всегда сопровождали армии Райи. Нуниш сообщает, что множество их находилось в индусском лагере в Райчуре в 1520 г.
[87] Струнный инструмент.
[88] Молодые женщины, поющие и танцующие на публике.
[89] Сумма, равная "около 400,000 [фунтов стерлингов]" (Scott, Firishtah, p. 79, примечание).
[90] Райс " Надписи Майсура,", p. 279, No. 150. Профессор Келхорн в IND. ANT., xxiv. p. 204, No. 304, и примечание.
[91] "Надписи Южной Индии" i. 82 (Dr. Hultzsch).

Взято здесь!


Tags: История Индии
Subscribe

promo glebminskiy март 26, 17:41 43
Buy for 40 tokens
Уже выкладывал! Но таки не нашёл ещё:( Поэтому повтор! Ищу книгу, в ней два или три исторических романа. Издавалась в 90-е в серии "Орден" или "Легион", или какой-то подобной. Там были исторические романы 19 - начала 20 веков. Автора, или авторов не помню. Но помню, что один роман был посвящён…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments