... и немного об истории (glebminskiy) wrote,
... и немного об истории
glebminskiy

Category:

Виджаянагар - Забытая империя. Глава 3 (1)


Глава 3.
Первые короли (1336 - 1379)

Быстрое приобретение территорий. - Правление Харихары I. - Преграда на пути мусульманской агрессии. - Правление Букки I. - Кампа и Сангама? - Основание султаната Бахмани, 1347 г. - Смерть Нагадевы, правителя Варангала. - Первая большая война Виджаянагара. - Резня, устроенная Мухаммедом Бахмани. - Битва при Адони, 1366 г. - Бегство Букки. - Война Муджахида, 1375 г. - Он посещает Малабарский берег. - Осада Виджаянагара. - Расширение территории. - Смерть Муджахида, 1378 г.

Город Виджаянагар, основанный около 1335 г., очень быстро приобрел важное значение и стал убежищем для изгнанников, беженцев и индусских воинов, разгромленных и вытесненных из их старого оплота в результате вторжения мусульман.
Первые правители Виджаянагара, тем не менее, не осмеливались ни называть сами себя королями, ни позволять это делать брахманам, которые составляли тексты их ранних надписей. Именно по этой причине я говорю о Харихаре I и Букке I как о "вождях". В надписи, принадлежащей Харихаре I и относящейся к 1340 г., он назван "Харияппа Водейя", именем, менее почетным, чем "Харихара"; эта надпись титулует его только как вождя. Кроме того, принятое имя санскритское имя - Махамандалешвара - может быть переведено только как "великий повелитель" - но не король. То же самое мы видим на примере двух надписей [32] Букки, его преемника, одна из которых датируется 1353 г. Уже в 1340 г. Харихара, как говорилось, стал обладателем обширных территорий и был признан повелителем всех поселений вплоть до округа Каладги на крайнем севере, к северу от Мальпрабхи, страны, опустошенной Мухаммедом Туглаком. Что это была не пустая похвальба, показывает постройка в том же году форта в Бадали с дозволения Харихары.
Таким образом, мы видим, как первый правитель Виджаянагара тихо и, видимо, мирно, приобрел большое влияние и расширил владения. Рост могущества Виджаянагара произошел так быстро, что преемник Букки, Харихара II, сам себе присвоил титул "раджадхираджи" - "царя царей", или императора.
Но вернемся к первому королю Харихаре или, как его именует Нуниш, "Деорао", от "Дева Райя". Он правил, согласно нашей хронике, 7 лет, "и не совершил ничего выдающегося, кроме умиротворения королевства, которое он оставил в полном спокойствии". Его смерть, в таком случае, произошла около 1343 г. Нуниш сообщает, что он основал храм в честь отшельника-брахмана, свого покровителя. Это был большой храм в Хампе рядом с рекой, который дошел наших дней в полной сохранности, и является единственным среди огромных святилищ, воздвигнутых некогда в столице, к которому все еще продолжается паломничество; другие были безжалостно разрушены и уничтожены мусульманами в 1565 г. Как уже выяснилось, путешественник Ибн Баттута упоминал этого короля под именем "Хараиб" или "Хариб" в 1342 г. или около этого. Если традиция, зафиксированная Нунишем, согласно которой Харихара жил в мире в течение 7 лет своего правления, соответствует истине, его смерть имела место до 1344 г., поскольку в этом году, как мы узнаём из других источников, Кришна, сын Пратапа Рудра из Варангала, спасся бегством в Виджаянагар и с помощью его короля и выжившего принца из династии Баллала из Дварасамудры изгнал мусульман из Южного Декана и расчистил почву для свержения верховной власти делийских султанов к югу от гор Виндхья. Я считаю, поэтому, что Харихара умер около 1343 г.
Что касается мирного правления Харихары, то мне известен только один источник, утверждающий обратное. Надпись Сангамы II, в которой говорится о сделанном в 1356 г. дарении (она приведена ниже), указывает, что Харихара I "разгромил султана", но, возможно, здесь подразумевается только то, что Мухаммед Туглак должен был оставить свои владения в области Южного Декана.
Следующим королем был брат Харихары, Букка I ("Букарао"), и согласно Нунишу, он правил 37 лет, завоевав в чтение этого времени все королевства юга, включая даже Орию (Орисса). Поскольку эти завоевания не потребовали чрезмерного напряжения сил государства, кажется определенным фактом, что бСльшая часть, если не вся, Южной Индии, добровольно подчинилась его правлению, вероятно, предпочитая господство индусских правителей деспотизму ненавистных последователей ислама [33]. Следовательно, согласно хронике, смерть Букки I, как мы будем называть его, наступила в 1380 г. Но доктор Шульц [34] утверждает, что относящиеся к его правлению надписи охватывают период приблизительно с 1354 по 1371 гг., тогда как первая надпись его преемника Харихары II датируется 1379 г. [35] Если, далее, мы допустим, что Букка I правил до 1379 г., то данные хроники окажутся довольно точными: Букка находился у власти если не 37, то 36 лет - с 1343 до 1379 г.
Но в то же время у нас есть другая версия событий из надписи на медной пластине, находящейся в здании таможни в Неллоре и тщательно отредактированной м-ром Н.Кришна Састри [36]. Согласно этой надписи, Букка I был военачальником, узурпировавшим трон. В ней говорится, что отец Харихары I, которого звали Сангама, имел 5 сыновей. Самым старшим из них был сам Харихара, вторым - Кампа, а третьим - Букка. Мы хотели бы знать, кто наследовал Харихаре. Есть сохранившаяся надпись Букки, датируемая 1354 г., и есть эта надпись из Неллоре, датируемая 1356 г. Последняя происходит из дальней страны на восточном берегу полуострова, и в ней сообщается, что Харихаре наследовал Кампа, и что Сангама II, сын Кампы, наследовал своему отцу и подарил брахманам деревню в округе Неллоре; дата дарения соответствует 3 мая 1356 г. Подразумевается, что Сангама наследовал своем отцу Кампе ровно за год до совершения дарения. Таким образом, получается, что Кампа был королем с 1343 по 1355 г. Мы не знаем ничего кроме этого, и располагаем в настоящее время только еще одним документом, который был составлен в правление либо Кампы, либо Сангамы. Он был открыт м-ром Кришна Састри, обратившим внимание на колофон рукописи "Мадхавийя Дхатувритти", согласно которому автор, Сайяначарья, являлся молочным братом великого Мадхавачарьи, - министра короля Сангамы, сына Кампы. Единственно возможный логический вывод заключается в том, что наследование трона после смерти Харихары было оспорено и что Букка взял верх и, по крайней мере, еще в 1354 г. объявил себя королем, впоследствии претендуя на то, что немедленно наследовал Харихаре. Далее мы видим, что почти каждый раз наследование трона становилось предметом ожесточенных распрей и что время от времени члены царствующего семейства с помощью насилия и убийств пытались стать во главе государства.
Предположив, что правление Букки длилось с 1343 по 1379 г., мы обратимся к хронике Фиришты, чтобы узнать о подробностях отношений между королем Виджаянагара и последователями ислама, господствовавшими теперь к северу от реки Кришна.
Сразу же после его прихода к власти произошла вышеупомянутая успешная кампания, в которой объединенные силы индусов из других государств изгнали захватчиков. Вот рассказ Фиришты об этих событиях [37]. Он говорит, что в 744 г.хиджры (26 мая 1343 - 15 мая 1344 гг.) Кришна Наик, сын Рудра Девы из Варангала, отправился частным образом к Баллала Деве и убедил его присоединиться к индусской коалиции с тем, чтобы сообща изгнать мусульман из Декана. Князь Баллала согласился, и Кришна Наик обещал, когда подготовка будет завершена, поднять всех индусов Телинганы и возглавить их.
Баллала Дева затем построил город Виджаянагар [38], собрал армию, и война началась. Находившийся в то время в руках мусульман Варангал был отбит, и наместник Имад-уль-Мульк отступил к Даулатабаду (Девагири). После этого два вождя побудили других раджей Малабара и стран Каннары объединиться и совместными усилиями захватили весь Декан, полностью изгнав оттуда мусульман, так что у Мухаммеда Туглака в этой области не осталось никаких владений, кроме Даулатабада.
Мусульманский историк преувеличивает. Необходимо отметь, что этот успех индусов носил все же временный характер, так как их неприятели продолжали опустошать Декан, и сразу же после этого успеха индусов вернули себе территории к югу от реки Кришна, оставив опустошенную страну во власти анархии. Тем не менее, она продолжалась недолго, и господство султана Дели в этом районе было полностью уничтожено. Три года спустя, в пятницу 24 раби-аль-акхира 748 г.хиджры, согласно Фириште, - дата, соответствующая пятнице 3 августа 1347 г., Ала-ад-дин Бахмани был провозглашен монархом Декана в Кулбарге, основав новую династию, которая находилась у власти приблизительно 140 лет.
Несколько лет спустя Ала-да-дин совершил успешное вторжение в Каранатик, но хотя его армия вернулась с богатой добычей, Фиришта не сообщает о том, что она одержала решительную победу. Тем не менее, он утверждает, что султан Бахмани распространил свою власть на юг вплоть до р.Тунгабхадры, "окрестностей крепости Адони". Ала-ад-дин умер в возрасте 67 лет в воскресенье 2 февраля 1358 г. [39] Ему наследовал Мухаммед-шах. Раджа Виджаянагара преподнес Ала-ад-дину рубин баснословной стоимости, и его, вместе с райской птицей, сделанной из драгоценных камней, султан приказал установить на балдахине над троном; но некоторые утверждают, что этот подарок был сделан Мухаммеду, и что рубин увенчал его царский зонт.
В начале правления Мухаммеда обнаружилось, что золотые и серебряные монеты Бахманидского султаната в огромном количестве вывозились из страны индусскими купцами из Виджаянагара и Варангала, за что множество торговцев предали смерти. В то же самое время Букка I, заручившись поддержкой своего союзника из Варангала, потребовал от султана вернуть ему некоторые территории, [40] и так как султан не был готов к войне, он в течение полтора лет "держал послов Райи при своем дворе, а своих послов направил в Виджаянагар, чтобы отвлечь неприятеля (ложными переговорами)". Наконец он решился начать войну, и предъявил встречные дерзкие требования индусам. Букка объединил усилия с Варангалом, и тогда Мухаммед вторгся в последнее государство, разграбил всю страну вплоть до столицы и согласился уйти только при условии выплаты больших контрибуций. Фиришта не говорит, сколько продолжалась эта кампания, и мы можем предположить, что Мухаммед оказался не в состоянии воспользоваться своим преимуществом. Мир с Варангалом продолжался недолго, и мы вполне можем вкратце рассмотреть последующую историю этого княжества перед тем, как вернуться к событиям правления Букки в Виджаянагаре.
После некоторого промежутка времени, взбешенный действительным или мнимым оскорблением, нанесенным ему раджей Варангала, Мухаммед стремительно подступил к городу "Веллунпуттуну", как он назван у Фиришты, или "Филампатану", согласно автору хроники "Бурхан-и-Маасир". Он взял город приступом, без милосердия вырезал жителей и захватил в плен неудачливого князя Винаяка Дева. [41] Султан "приказал собрать большую груду дров, сложить их перед цитаделью, поджечь, и, положив Нагдео в чашку катапульты, выстрелить им со стены прямо в пламя, в котором он и сгорел заживо". После нескольких дней отдыха султан начал отступление, преследуемый по пятам большими отрядами индусов, которые настолько измотали его нападениями, что отступление превратилось в полное бегство. Только 1500 воинов вернулось в Кулбаргу, и сам султан получил серьезную рану в руку.
За этим походом последовало совместное посольство Букки из Виджаянагара и князя Варангала к султану Дели, которое предложило ему помощь и содействие обоих индусских правителей в возвращении утраченных им владений в Декане, если султан Дели направит на юг свою армию; "но Фируз-Шах, слишком озабоченный внутренним волнениями, чтобы помочь им, не ответил на сделанное предложение". Таким образом, благодаря отсутствию угрозы с севера Мухаммед смог собрать свежие силы и направить две армии против Виджаянагара и Голконды. Экспедиция оказалась успешной, и раджа Голконды подчинился вместе со своим княжеством султану Бахмани, подарив ему в знак мира много сокровищ и драгоценный трон. Трон этот был украшен крупными драгоценными камнями, последующие монархи продолжали украшать его, так что со временем его оценивали в сумму, эквивалентную 4.000.000 фунтов стерлингов [42]. Варангал наконец был захвачен и аннексирован Бахманидским султанатом в 1424 г., после чего владения мусульман распространились вплоть до реки Кришны на всем протяжении ее течения, за исключением окрестностей восточного берега.
Теперь обратимся к главным событиям правления Букки в Виджаянагаре. С 1365 г. данные наших источников становятся более подробными, и в течение следующих столетий мы можем следить за положением дел в индусском королевстве без значительных трудностей.
В начале 1366 г. [43] султан открыл свою первую регулярную военную кампанию против Виджаянагара. Начавшись с послеобеденной шутки, она закончилась только после такой массовой резни, что Фиришта исчисляет количество жертв с индусской стороны не менее чем в полмиллиона. Рассказ приводится со слов очевидца, некоего Муллы Дауда из Бидара, который был хранителем печати султана Мухаммеда Бахмани [44].
"Однажды вечером, когда весна садов веселья залила щеки Мухаммед-шаха румянцем восхищения, группа музыкантов пропела два стиха Амира Хусрау (по-видимому, имеется в виду Амир Хосров Дехлеви (1253 -- 1325, Дели), индийский поэт, учёный, музыкант, тюрк по происхождению. - Aspar) в похвалу владык, праздников и музыки. Султан пришел в неописуемый восторг и приказал Малику Сейф-ад-дину Гурии выдать музыкантам награду в размере трехсот чаевых чеком на предъявителя в казначействе раджи Виджаянагара. Министр, хотя и приписал этот приказ действию винных паров, в соответствии с шуткой султана выписал чек, но не отправил его. Тем не менее, Мухаммед-шах проник в его мысли. На следующий день он спросил, был ли чек послан радже, и услышав, что нет, раздраженно воскликнул: "Неужели вы решили, что с моих уст могло сорваться хоть одно слово, лишенное смысла? Я отдал повеление не в состоянии опьянения, а с самыми серьезными намерениями". Малик Сейф-ад-дин, услышав это, приложил к чекам печать султана, и отправил его вместе со срочным гонцом радже Биджануггура. Раджа, надменный и гордый своей независимостью, приказал прилепить этот чек к заднице подателя и, проведя через все городские кварталы, отправил обратно, всячески демонстрируя неуважение и насмешку. Он также разослал приказ всем своим войскам немедленно собраться и приготовиться к вторжению во владения дома Бахмани. С этим намерением он выступил в поход во главе армии из 30000 всадников, 100000 пехотинцев и 3000 слонов в окрестности крепости Удни; [45] откуда он разослал войска грабить и опустошать страну правоверных".
Раджа, несмотря на наступивший сезон дождей, продвинулся вперед до Мудкала, важного города в Райчурском Доабе - "треугольнике" к западу от слияния рек Кришна и Тунгабхадра, бывшему спорной территорией между индусами и мусульманами и ареной постоянной войны на протяжении следующих 200 лет. Мудкал был захвачен, и все его жители - мужчины, женщины и дети, - преданы мечу. Один только человек сумел бежать и принес эти новости в Кулбаргу.
"Мухаммед-шах, услышав о случившемся, был охвачен приступом горя и ярости, под действием которых он приказал предать смерти злополучного вестника, воскликнув, что не может переносить присутствие несчастного, который остался в живых, в то время как все его храбрые собратья были перебиты".
В тот же день - т.е. во время месяца джумада-аль-авваль 767 г.хиджры, который соответствует январю-февралю 1366 г. - султан выступил в поход на юг, принеся торжественную клятву - "что он предаст смерти сто тысяч неверных виде искупления за резню правоверных, и не вложит в ножны саблю священной войны, не отмстив за их гибель. Когда он достиг берега Кистны (р.Кришны), он поклялся той силой, которая создала и возвысила его, что еда или сон будут противозаконными для него, пока он не переправится через реку на глазах у неприятеля, с благословения небес не поразит его армию и не порадует души погибших в Мудкале мучеников за веру кровью их убийц. Затем он объявил своим наследником сына, Муджахид-шаха, а Малика Сейф-ад-дина назначил регентом султаната. Он передал принцу всех своих слонов, кроме двадцати, напутствовал советом и отослал в Кулбаргу. Затем он без промедления пересек реку вместе с 9000 избранных всадников. Раджа Биджануггура, хотя и имел многочисленное войско, был так встревожен [46], что он отправил все свои сокровища, ценные вещи и слонов в столицу, предполагая на следующее утро либо дать сражение, либо отступить, если последнее окажется предпочтительным. Ночью разразилась гроза и хлынул проливной дождь, слоны и другие вьючные животные часто увязали в грязи [47] и не могли продвинуться дальше четырех миль из лагеря. Мухаммед-шах, услышав о том, что вражеская армия начала передвижение под покровом ночи, немедленно выступил из своего стана ей навстречу. К рассвету он подступил к самому лагерю раджи, где тотчас поднялась тревога, вызвавшая такое огромное замешательство, что неверные бежали со все ног в крепость Удни, бросая все на своем пути. Мухаммед-шах захватил их лагерь, снаряжение и обоз, предав смерти всех без различия; говорят, что в ходе резни погибло 70000 мужчин, женщин и детей".
Мухаммед провел сезон жары и ранних дождей около Мудкала, и после этого выступил против Адони - "на равнинах которого, на берегах Туммедры (Тунгабхадра), раджа Биджануггура разбил лагерь на собственных землях, отдав крепость Удни под начало сына сестры. Здесь он собрал большую армию, доставив слонов и все великолепные имперские регалии из Биджануггура" [48].
Султан, имевший при себе обоз с артиллерией [49], в течение короткого времени переправился через Тунгабхадру и "вступил во владения Биджануггура, которые теперь впервые были лично завоеваны мусульманским монархом". Это замечание Фиришта исторически правильно, так как нападение султана Дели на Анегунди происходило на северном берегу реки.
Прежде чем продолжать рассказ, я должен отметить, что Фиришта называет короля Виджаянагара "раджа Кишен" либо же "Кришна Райя", но его настоящее имя, несомненно, было Букка. Историк собирал материал для своей хроники спустя сто с лишним лет после происходивших событий, и часто путал имена индусских королей, о которых писал.
После того, как Мухаммед пересек Тунгабхадру, он оказался на расстоянии всего лишь около 25 миль от крепости Адони, которая была расположена на гряде обрывистых холмов именно на таком расстоянии от реки. Тунгабхадра в этой части своего речения образует подобие дуги с запада на север размером в четверть окружности, радиусом примерно в 25 миль, а центром окружности является крепость Адони. Через реку можно переправиться в любое время года, так как она течет в мелком скалистом ложе с низкими берегами. Попытка выяснить подробности этой кампании наталкивается на определенные трудности, но в целом я уверен, что, обнаружив устремившуюся на захват Адони вражескую армию, Букка с крупными военными силами выступил ему навстречу, чтобы задержать продвижение, и расположился на южном берегу Тунгабхадры, около находившейся под угрозой крепости. Султан разминулся с ним где-то около современного города Сиругуппа, и последующие военные действия происходили на открытых равнинах, засеянных хлопком, возможно, около Катувала ("Коуталла" на карте Орднанса).
Вот рассказ Фиришты [50]:
"Раджа Кишен Райя (т.е. Букка), получив от разведчиков сведения (о том, что Мухаммед-шах разминулся с ним), созвал всех самых знатных вельмож своего двора и стал совещаться с ними, как наилучшим образом противостоять мусульманам. Было принято решение, что Хойе Мул (Hoje Mul) [51], родственник раджи по линии матери и главнокомандующий его армии, будет продолжать войну. Хойе Мул, человек излишне самоуверенный, получив этот приказ, спросил раджу, привести ли ему мусульманского князя живым в его ставку или поднести только его голову, насаженную на острие копья? Раджа Кишен отвечал, что живой враг все равно останется врагом, поэтому лучше будет предать его смерти, как только Хойе Мул повстречается с ним. Во исполнение этого повеления, Хойе Мул выступил навстречу Мухаммед-шаху с 40000 всадников и 500000 пехотинцев. Он приказал, чтобы брамины каждый день в расположении войска напоминали об устроенной мусульманами резне, для того чтобы возбуждать пыл у воинов и ненависть к врагам. Он приказал, чтобы брамины каждый день описывали истребление коров, [52] поругание священных изображений, уничтожение храмов, которые практиковали правоверные.
Мухаммед-шах, когда неприятель оказался в пределах 15 коссов от его лагеря [53], приказал своему военачальнику Махмуд-хану собрать войска, которых насчитывалось 15000 всадников и 50000 пехотинцев. 10000 всадников и 30000 пехотинцев вместе со всей артиллерией он отдал под начало Махмуд-хана.
14 зу-ль-каджа 767 г.хиджры (23 июня 1366 г.) армии света и тьмы встретились. С рассвета до четырех часов пополудни между ними шел жаркий бой, и много воинов пало с обеих сторон. Хан Мусех и хан Исех, которые командовали правым и левым крыльями войска Махмуд-хана, испили шербет мученичества и их части обратились в бегство; эта неудача заставила дрогнуть армию ислама. В этот миг Мухаммед-шах подошел на помощь с 3000 свежих всадников. Это подняло дух Махмуд-хана, также как и всего войска, чьи пришедшие в беспорядок ряды вновь окрепли и соединились. Хан Мукриб, двигавшийся с артиллерией, не теряя времени, внес большое расстройство в ряды вражеских всадников и пехотинцев. Махмуд-хан, видя это, выделил ему для поддержки много представителей знати и разрешил продвигаться вперед; и он бросился на врага с такой стремительностью, что неверные, не имея возможности применить огонь (т.е. пушки), были вынуждены сражаться холодным оружием, таким как сабли и кинжалы. Но в это времени слон по кличке Шир Шикар (Sheer Shikar) [54], принадлежавший Махмуд-хану, вышел из повиновения погонщику и бросился прямо в центр вражеских рядов, где он был остановлен слонами раджи Хойе Мула, а его погонщик убит. Махмуд-хан с 500 всадников бросился за ним следом, и слон, окончательно взбесившись, ринулся на врагов, внеся беспорядок в их ряды. Раджа Хойе Мул, будучи смертельно ранен, обратился в бегство, и его воины больше не оказывали сопротивления. Скипетары правоверных еще не были вложены в ножны, когда на поле битвы появился султан, узнаваемый издали по царскому зонту. Султан отдал приказ устроить резню неверных. Его повеление было выполнено с такой точностью, что ни беременные женщины, ни грудные младенцы не избежали смерти.



Взято здесь!



Tags: История Индии
Subscribe

promo glebminskiy august 24, 2019 19:02 104
Buy for 20 tokens
В истории Средневековой Руси есть много загадочных и необъяснимых моментов. Одним из них являются события в Полоцке и других местах Полоцкого княжества, которые упомянуты в летописях под 1092 годом. В лѣт̑ . ҂s҃ . х҃ . [6600 (1092)] Предивно бъıс̑ чюдо оу Полотьскѣ 25. оу 26 мечьтѣ . и в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments