... и немного об истории (glebminskiy) wrote,
... и немного об истории
glebminskiy

Categories:

8 мая День Памяти Святой и Благоверной княжны Евпраксии Псковской


8 мая исполняется 773 года со дня смерти Святой и Благоверной княжны Евпраксии Псковской.
Княжна Евпраксия пока что представляется довольно загадочным персонажем нашей древней истории, потому как официальная версия её жизни имеет ряд довольно спорных и справедливо критикуемых моментов.

Официальная версия говорит, что она была замужем за князем Ярославом Владимировичем Псковским и Новоторжским из Смоленской ветви Рюриковичей. Сей Ярослав был племянником знаменитого Мстислава Мстиславича Удалого (+1228), внуком Мстислава Ростиславича Храброго (+1180), и правнуком великого князя Киевского и князя Смоленского Ростислава Мстиславича (+1167), последний был внуком Владимира Мономаха (+1125). Его отец Владимир Мстиславич был князем Торопецким, Ржевским и Псковским. Ярослав Владимирович князь-ренегат, переходивший из православия в католичество, первым браком был женат на немке-католичке из Ливонии, от которой имел сына Ярополка-Герпольта. А позже вернувшись на Русь женился вторым браком на Евпраксии. Однако потом он снова вернулся к немцам и перешёл в католичество. Ярослав наводил немцев на русские земли. Евпраксия после бегства мужа удалилась в монастырь, и замаливала грехи мужа. Позже она основала Иоанно-Предтеченский женский монастырь в пределах Псковщины и стала его первой игуменьей. И в 1243 году по официальной версии приглашена своим мужем для свидания в город Оденпе (Медвежью Голову), где была убита своим пасынком, сыном мужа от первого брака.


Её считают дочерью князя полоцкого и друцкого Рогволода-Василия Борисовича (+ после 1171), и тёткой князя Довмонта-Тимофея Псковского. Но это очевидный анахронизм. Рогволод, князь Друцкий и Полоцкий известен по летописям в 1128 - 1162, известен также один из "Двинских камней" с его именной надписью и датой 1171 год. Когда родилась Евпраксия, Рогволода скорей всего уже не было в живых. Если она действительно происходит из Друцкой ветви Полоцких Ррюриковичей, то скорей всего являлась правнучкой Рогволода, дочкой то ли Бориса Всеславича (упоминается в летописях под 1196 г.), то ли его предполагаемого брата Рогволода Всеславича, а может и предполагаемого двоюродного брата Роговлода Глебовича. Как и её муж Ярослав "Католик", являлся правнуком родственника и современника Рогволода Борисовича Полоцкого - великого князя Киевского и князя Смоленского Ростислава Мстиславича (+1167).


Также и с её мнимым племянником Довмонтом-Тимофеем (+1299), князем Псковским, происходившим из Нальшанских литовских князей, и ставшем князем Пскова только в 1266 году. Довмонт самый знаменитый и почитаемый Псковский князь, неоднократно громивший немцев и литовцев, принимавший участие в знаменитой битве при Раковоре в 1268 году, командуя псковскими полками. Реально Довмонт жил уже после смерти Святой Евпраксии.

Также есть версия что Евпракися была убита племянником князем-католиком Ярополоком-Герпольтом в 1240 году во время осады немцами Пскова, так как ждала ребёнка, имевшего право наследования на все владения её мужа, в том числе Псков, и княжения Торопецкое и Ржевское в Смоленской земле, и пасынок таким образом хотел устранить конкурента.
По другой версии она всё-таки родила наследника своему мужу, княжича звали Иван, и от него происходят последующие князья Ржевские, Фоминско-Березуйские, а также их потомки, потерявшие княжеский титул и перешедшие на службу к великим князьям Московским. Ещё одна версия считает их потомками пасынка-убийцы князя Ярополка Ярославича, в итоге вернувшегося в православие, как и его мятежный отец.

Летописная запись о чуде у гробницы Евпраксии позволяет гипотетически отнести начало почитания святой княгини в Новгородской епархии к 1243 г. (характерно, что о чуде сообщают не псковские, а новгородские летописи, в XIII в. составлявшиеся при архиепископской кафедре; показательно также, что чудо приурочено летописью к дню памяти святого мученика Александра Воина, небесного покровителя кн. Александра Невского). «Святая и благоверная княгиня Евпраксия Псковская» названа в «Описании о российских святых» в списке 1734 г. (С. 264-265), в более ранних списках ее имени нет.

Мощи Евпраксии почивали в монастырском соборе в честь Рождества святого Иоанна Предтечи под спудом (как и останки других псковских княгинь). В XIX в. при гробнице Евпраксии хранился настоятельский посох из черного дерева, по преданию принадлежавший святой. В соборе находилась и икона Спасителя, мироточившая в 1243 г., на приделанных к ней досках были изображены предстоящие Христу Евпраксия и блговерная княгиня Мария Димитриевна († 1316/17), супруга святого князя Довмонта-Тимофея, дочь великого князя Владимиро-Суздальского Дмитрия Александровича, и внучка Александра Ярославича Невского. На другой иконе, также находившейся в соборе, Евпраксия была изображена предстоящей святому Иоанну Предтече и апостолу Андрею Первозванному. Пересказ летописного сообщения о мироточении имелся на медном подсвечнике и на камне, вделанном в стену придела (снесен при реставрации собора).

Иоанновский монастырь был закрыт в 20-х гг. XХ в., храм возобновлен в 1993 г. как приходский. Гробницы в советские годы были уничтожены, погребения разграблены. Ныне на восстановленной гробнице Евпраксии находится парчовая вышитая икона современной работы с изображением святой и вышитым текстом тропаря, кондака и молитвы. Канонизация Евпраксии подтверждена включением ее имени в Собор Псковских святых, празднование которому установлено в 1987 г. по инициативе Псковского и Порховского митрополита Иоанна (Разумова), и Собор Белорусских святых, установленный в 1984 г. по инициативе митрополита Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева).

Полностью прояснить загадку жизни святой Евпраксии Псковской, можно будет после обнаружения, издания и изучения новых документов по истории Средневековой Руси.

П.С.: Наша история, в том числе и древняя таит в себе ещё очень много загадок, которые ещё ждут своих исследователей.



Tags: Православные Святые, Рюриковичи, Этот день в истории
Subscribe

promo glebminskiy august 24, 2019 19:02 104
Buy for 20 tokens
В истории Средневековой Руси есть много загадочных и необъяснимых моментов. Одним из них являются события в Полоцке и других местах Полоцкого княжества, которые упомянуты в летописях под 1092 годом. В лѣт̑ . ҂s҃ . х҃ . [6600 (1092)] Предивно бъıс̑ чюдо оу Полотьскѣ 25. оу 26 мечьтѣ . и в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments