... и немного об истории (glebminskiy) wrote,
... и немного об истории
glebminskiy

Categories:

Путешествие Афанасия Никитина (1466 - 1472 гг.) - 2


Интерес Афанасия Никитина к странам Востока был рожден тем ярким оживлением, какое мы наблюдаем в Восточной Европе и, конечно, на Руси с конца XV века. Окрепшая экономически, Русь стала играть в европейских делах заметную роль. Интересы русских людей значительно расширились. Появилось новое поколение людей, энергичных и предприимчивых в области дипломатии, политики внутренней, экономики. Афанасий Никитин — один из примеров деловитости и широкой предприимчивости. Он не боится дальних расстояний. Его тянет «за три моря» в страны, ещё почти в Европе не известные. Он горит желанием послужить своей родной земле.

Афанасий Никитин — один из передовых людей своего времени. Он на голову выше своих современников — западноевропейских купцов и путешественников, оставивших нам свои описания; кстати сказать, таких описаний было немного в XV в. Как купец, Афанасий Никитин, разумеется, интересовался прежде всего возможностью установления торговых связей, но при этом он во что бы то ни стало желал установить их обязательно для всей своей родины. Характерным для Никитина является то, что он сумел подняться до высот общерусского патриотизма, он мыслит родину не как свою родную Тверь, а как всю Русскую землю, которая для него ни с чем не сравнима: «На этом свете, — заявляет он, — нет страны подобной ей».

Самое важное и интересное место в путевых записках Никитина занимает описание Индии, и это описание, сделанное вдумчивым, проницательным наблюдателем, представляет огромную ценность, ибо это рассказ о настоящей Индии того времени. Как мы уже говорили, в прежних описаниях Индия изображалась как диковинная страна. «Как и вся средневековая Европа, — пишет один из знатоков древнерусской литературы, — древняя Русь знала Индию, как страну чудес, страну сказочного изобилия и богатства, населённую чудовищными животными и необыкновенными людьми, живущими среди невиданной природы». Рассказ {44} Афанасия Никитина существенно отличался от того, что издавна известно было русским читателям по литературным памятникам. Это было деловитое, трезвое, реалистическое описание подлинной Индии XV в.

Вот как излагает Никитин свои первые впечатления от страны:

«И есть тут, — пишет он, — Индийская страна, и люди ходят все голые: голова не покрыта, груди голы, волосы в одну косу плетены... детей у них много. Мужи и жёны все черны. Куда бы я ни пошёл, так за мной людей много, — дивятся белому человеку. А князь их, — фата на голове, а другая — на бёдрах; бояре у них ходят — фата на плече, а другая — на бёдрах; княгини ходят — фатой плечи обёрнуты, а другой — бёдра. Слуги же княжие и боярские — фата на бёдрах обогнута, щит да меч в руках...».

Тотчас же по приезде в Индию Никитин охвачен был сильнейшим разочарованием при виде товаров страны, от которой он столько ожидал. «Меня обманули псы-басурмане, — с негодованием отмечает он, — они говорили про множество товаров, но оказалось, что ничего нет для нашей земли... Дешевы перец и краска... А пошлина большая, да и разбойников на море много».

Однако очень скоро Никитин, подавив своё первое разочарование, стал внимательно присматриваться и изучать окружавшую его действительность. Простого русского человека, каким был Афанасий Никитин, в Индии интересовало всё: и жизнь индийских крестьян, что они сеют, когда пашут, как живут, и какие процветают ремёсла, каковы города и особенности торговли в них, и каковы нравы и обычаи незнакомой страны. Есть замечательная черта в характере Афанасия Никитина: это его интерес к народу, к простым людям. Никитин старался сжиться с индийцами, чтобы иметь возможность лучше узнать их и расспросить их обо всём, что его интересовало. Он сам рассказывает об этом следующее:

«Тут познакомился со многими индусами и объявил им, что я христианин, а не бусурманин и имя моё Афанасий, по-бусурмански же — ходжа Исуф Хорасани. Они не стали от меня таиться ни в чём: ни в еде, ни в торговле, ни в молитве, ни в иных вещах; жён своих также не скрывали».

Благодаря этому русский читатель получил в «Хожении за три моря» Афанасия Никитина яркое и живое изображение почти всех сторон жизни тогдашней Индии.

Никитина поразило множество городов в одном из крупнейших государств Индии: «Между ... большими городами, — пишет он, — много других городов, каждый день встречалось по три города, а в другой и по четыре». И проезжая по этим городам, Никитин обстоятельно отмечал, что продаётся на их рынках. Он даёт подробный перечень товаров, продающихся в каждом городе, их цены, способы перевозки. Особое внимание Никитина {46} привлекли крупные морские портовые города, большие ежегодные базары.

«Есть у них, — рассказывает Никитин, — одно место, где однажды в году устраивается базар, куда съезжается вся Индийская страна торговать и торгуют там 10 дней». Или же в другом месте он сообщает: «...а от Сури пошёл к Дабулу — пристани великого Индийского моря.

Дабул же весьма большой город, и к нему съезжается всё поморье. Индийское и Ефиопское».

Источник: Книга для чтения по истории Средних веков под редакцией С.Сказкина, Часть третья ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ; автор статьи Ф.Коган-Бернштейн. ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР
Москва 1953
Tags: русские землепроходцы, русские первооткрыватели, русские путешественники
Subscribe

promo glebminskiy август 24, 2019 19:02 104
Buy for 20 tokens
В истории Средневековой Руси есть много загадочных и необъяснимых моментов. Одним из них являются события в Полоцке и других местах Полоцкого княжества, которые упомянуты в летописях под 1092 годом. В лѣт̑ . ҂s҃ . х҃ . [6600 (1092)] Предивно бъıс̑ чюдо оу Полотьскѣ 25. оу 26 мечьтѣ . и в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments