... и немного об истории (glebminskiy) wrote,
... и немного об истории
glebminskiy

Добрыня Ядрейкович

Оригинал взят у nickfilin в Добрыня Ядрейкович

И.Г. Машков  "Паломничество новгородца Добрыни Ядрейковича в Константинополь в 1200 г."

Первым русским паломником, оставившим описание своего путешествия был Игумен Даниил, посетивший между в 1106 —1108 гг. Палестину (Святую землю). После Даниила в течение всего XII века нам неизвестно ни одного описания путешествия на Восток. Хотя, судя по свидетельствам летописей, они совершались регулярно и даже вызывали раздражение церковного начальства. Так в 1140-е годы Новгородский епископ Нифонт выступил даже с осуждением людей, чье стремление к путешествием он объяснял желанием праздно жить, везде бродя и питаясь милостыней ("порозну ходяче ясти и пити").

Следущим за Даниилом описателем заморских святынь стал новгородский боярин Добрыня Ядрейкович, посетивший Константинополь в 1200 г. и проживший там до 1204 г., до разграбления города крестоносцами. Свое "хождение" в Царьград Добрыня описал в "Книге паломник" спустя несколько лет по возвращении, в 1212 г., уже после того как принял монашество.
На картине И.Г. Машкова, поставленной в заголовок данной статьи, изображено прибытие Добрыни Ядрейковича в гавань Константинополя (по-русски Царьграда). Мы видим красивый закат древнерусской эпохи. Пред взглядом путешественника разворачивается величественная панорама царственного града, отражение которого качается в водах залива Золотой Рог. Черное море еще называется Русским, Константинополь не взят и не разграблен крестоносцами (1204), над Русью не нависло монгольское иго.  "Царский град стоит на три угла крестообразно, писал Добрыня, с угла до угла по семи поприщ [поприще - около 1,5 км], на семи холмах. Палата каменные. И стеною с церквами велми украшен. А соборная церковь зело велика бысть - Софии, Премудрости Божией, небеси подобна, аспидом мощена, украшена всячески... А град стоит между двух морей... От Греческого моря и до Русского моря..."  .

В "Книге паломник" Добрыня описал 104 святыни византийской столицы. Среди них золотое блюдо, подаренное княгиней Ольгой цареградскому Софийскому собору в X в., "Моисеевы скрижали", сосуд с манной небесной, которой питались евреи в пустыне после исхода из Египта, пилы и сверла, при помощи которых был сделан крест, на котором распяли Христа.
По возвращении из Царьграда Добрыня привез в Новгород несколько христианских реликвий, в том числе загадочный "гроб Господень", под которым, видимо, следует видеть мерную ленту, запечатлевшую размеры гробницы, каковая хранилась в Софийском соборе до начала XX века.

Вернувшись в Новгород, Добрыня принял монашество в новгородском Хутынском монастыре, получив имя Антония. И вскоре после этого был возведен в сан новгородского архиепископа (занимал кафедру в 1211—1219 и 1225—28 гг.). Оставил свой пост ввиду тяжелой болезни, из-за которой лишился дара речи. Больной Антоний удалился в Хутынский монастырь, где и умер в 1232 году.

Литература
Путешествие новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце XII столетия. СПб. 1872 (на сайте Титмара)
Путешествие новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце XII столетия. СПб. 1872 (djvu)
Белоброва О.А. «Книга Паломник» Антония Новгородского (К изучению текста)

Tags: Средневековая Русь
Subscribe
promo glebminskiy август 24, 19:02 103
Buy for 20 tokens
В истории Средневековой Руси есть много загадочных и необъяснимых моментов. Одним из них являются события в Полоцке и других местах Полоцкого княжества, которые упомянуты в летописях под 1092 годом. В лѣт̑ . ҂s҃ . х҃ . [6600 (1092)] Предивно бъıс̑ чюдо оу Полотьскѣ 25. оу 26 мечьтѣ . и в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments