
6 декабря 1240 года 776 лет назад монгольские орды хана Батыя взяли город Киев - столицу и сакральный центр Средневековой Руси.
В год 6748 (1240) пришёл Батый к Киеву с огромной (многим-множеством) силой своей, окружил город. И обступила Киев сила татарская, и был город в осаде великой. И стоял Батый возле города, и воины его осаждали город. И не было слышно ничего от скрипа телег и рёва верблюдов, и ржания стад коней его бесчисленного войска. И занята была врагами вся Русская земля.
Киевляне в то же время захватили в плен татарина Товрула, и тот рассказал про всю силу монголо-татарскую. Там были братья Батыевы, и сильнейшие ханы и военначальники из рода Чингизидов-Борджигинов: Орда-Ичен (родной старший брат Батыя), Байдар, Бирюй (Бури), Кайдан, Бечак, Менгу и Гуюк (двоюродный брат Батыя и будущий великий хан), а также великие темники и воеводы Субэдэй-богатур и Бурундай-богатур. Субэдэй уже побеждал русичей и половцев на Калке в 1223 г., а Бурундай в 1236 году захватил и опустошил Волжскую Болгарию, и разгромил на Сити в 1238 году Суздальского князя Юрия Всеволодовича и занял всю землю Суздальскую и Рязанскую. И других воевод и темников татарских было очень много.
И поставил Батый пороки (катапульты, баллисты, и другие осадные орудия) напротив Лядских (Польских, Западных ворот). И били татары из них беспрестанно день и ночь. И разбили татары стены, и вышли против них киевляне и бились день и ночь, и ломались копья и раскалывались щиты, и стрелы закрыли белый свет побеждённым. И был ранен здесь воевода Дмитрий (воевода князя Галицко-Волынского Данила Романовича, поставленный им незадолго до этого защищать Киев). И захватили стены татары в тот же день и в ту же ночь. А киевляне укрепились в Десятинной церкви Святой Богородицы. А назавтра (6 декабря) пошли татары на Десятинную церковь и защитников её и была между ними битва жестокая. А люди в то же время вбежали в церковь десятинную с пожитками и семьями своими. И обвалились стены церковные и было взято последнее укрепление Киева монголо-татарами. И был захвачен раненый воевода Дмитрий, но татары не убили его, отдавая дань его героизму и мужеству.
Так был взят Киев - мать городов русских.
Мой вольный перевод отрывка из Галицко-Волынской летописи:
Въ лѣт̑ . ҂s҃ . ѱ҃ . м҃и . [6748 (1240)] Приде Батъıи Къıевоу в силѣ тѧжь/л.265/цѣ . многомь множьствомь силъı своеи . и ѡкроужи град̑ . и ѡстолпи си К Татарьскаӕ . и быс̑ град̑ во ѡбьдержаньи велицѣ . и бѣ Батъıи оу города . и троци Л его ѡбьсѣдѧхоу град̑ . и не бѣ слъıшати ѿ гласа . скрипаниӕ телѣгъ ег̑ . множества ревениӕ . вельблүдъ его . и рьжаниӕ ѿ гласа стадъ конь его . и бѣ исполнена . землѧ Роускаӕ ратнъıх̑ . ӕша же в них̑ Татарина именемь Товроулъ . и тъ исповѣда имъ всю силоу ихъ . се бѧхоу братьӕ его силныи воеводъı . Оурдю . и Баидаръ . Бирюи Каиданъ . Бечакъ . и Меньгоу . и Кююкь иже вратисѧ . оувѣдавъ смр҃ть кановоу . и быс̑ каномь . не ѿ родү же его . но бѣ воевода его перьвъıи . Себѣдѧи богатоуръ . и Боуроунъдаии багатырь иже взӕ Болгарьскоую землю . и Соуждальскоую . инѣхъ бещисла воеводъ . ихже не исписахомъ зде . постави же Баты порокы городоу подълѣ вратъ Лѧдьскьх̑ . тоу бобѣахоу . пришли дебри . [II, 178] порокомъ же бес престани бьющимъ . дн҃ь и нощь . выбиша стѣны . и возиидоша горожаны на избыть стѣны . и тоу бѣаше видити ломъ копѣины . и щетъ скѣпание . стрѣлъı ѡмрачиша свѣтъ побѣженъıм̑ . и Дмитрови раненоу бъıвшоу . взиидоша Татарѣ на стѣны В и сѣдоша того дн҃е и нощи . гражанѣ же создаша пакъı дроугии град̑ ѡколо ст҃ое Бц҃ѣ . наоутрѣѧ же прıдоша на нѣ . и быс̑ брань межи ими велика . людем же . оузбѣгшимъ и на цр҃квь . и на комаръ црк҃вныѧ и с товары своими . ѿ тѧгости повалишасѧ с ними стѣнъı црк҃внъıѧ . и приӕтъ бъıс̑ град̑ сице воими Дмитрѣѧ же изведоша ӕзвена и не оубиша его . моужьства ради его.
Journal information